Василий Григорьевич Перов

Василий Перов. 1864

Василий Григорьевич Перов — один из лучших русских живописцев новейшего времени, родился в Тобольске, 23 декабря 1833 года. Окончив курс в арзамасском уездном училище, был отдан в художественную школу А. В. Ступина, в Арзамасе. Находясь в ней, кроме копирования оригиналов, стал впервые, пробовать свои силы в композиции и в живописи с натуры и написал, между прочим, картину «Распятие» (находится в церкви села Никольского, Арзамасского уезда).

В 1853 году поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества, где имел наставниками М. Скотти, А. Мокрицкого и Зарянко. В 1856 году, за представленный в императорской академии художественный этюд головы мальчика, получил малую серебренную медаль.

За этой наградою последовали другие, присужденные ему академией: в 1858 году — большую серебренную медаль, за картину «Приезд станового на следствие», в 1860 году — малую золотую медаль, за картины «Сцена на могиле» и «Сын дьячка, произведенный в первый чин», в 1861 году — большую золотую медаль, за «Проповедь в селе».

Означенные четыре произведения Перова и написанные им вскоре после того «Проповедь в селе», «Сцена на могиле» (в Третьяковской галерее, в Москве) и «Чаепитие в Мытищах» (там же), будучи выставлены в Москве и Петербурге, произвели огромное впечатление на публику и показали художника остроумным жанристом-сатириком, прямым наследником Федотова, не менее его наделенным тонкой наблюдательностью, глубоко вникающим в русскую жизнь, умеющим особенно ярко выставлять на вид ее темные стороны, но несравненно более искусным в рисунке и технике, чем автор «Сватовства майора».

Получив, вместе с большой золотой медалью, право на поездку в чужие края на казенный счет, Перов отправился туда в 1862 году, посетил главные художественные центры Германии и провел около полутора года в Париже. Здесь он делал этюды с натуры и написал несколько картин, изображающих местные типы и сцены уличной жизни («Продавец статуэток», «Савояр«, «Шарманщик», «Нищие на бульваре, «Музыканты и зеваки», «Тряпичники» и пр.), но вскоре убедился, что воспроизведение незнакомых, чужеземных нравов не дается ему столь же успешно, как изображение родного, русского быта, а потому, с разрешения академии, в 1864 году возвратился в Россию до окончания срока своего пенсионерства.

Поселившись снова в Москве, Перов принялся работать в том же направлении, на которое вступил в начале своей артистической карьеры, и в период времени с 1865 по 1871 год создал ряд произведений, поставивших его не только во главе всех бывших доселе русских жанристов, но и между первоклассными живописцами подобного рода в Европе.

В этот период из под его кисти вышли такие бесподобные картины, как «Очередная у фонтана», «Монастырская трапеза», «Проводы покойника», «Тройка» (в Третьяковской галерее), «Чистый понедельник» (там же), «Приезд гувернантки в купеческий дом» (там же), «Учитель рисования» (у наследников Д. Боткина), «Сцена у железной дороги (в Третьяковской галерее), «Последний кабак у заставы» (там же), «Птицелов» (там же), «Рыболов» (там же), «Охотники на привале (там же) и некоторые другие.

Четвертая и шестая из этих картин доставили художнику, в 1866 году, степень академика; за «Птицелова», в 1870 году, он получил звание профессора. Однако, рядом с такими замечательными произведениями, порою появляются у Перова картины, странно задуманные и неудачно исполненные, например «Божия Матерь с Христом у житейского моря» и «Выгрузка извести на Днепре».

Кроме того, он пристращается к портретной живописи, для успеха в которой хотя и обладал необходимой наблюдательностью и способностью схватывать человеческие характеры, но не имел вполне жизненной палитры, и которая, во всяком случае, не составляла его главного призвания.

Среди написанных им портретов, многие замечательны в отношении лепки, экспрессивности, передачи индивидуальных черт в изображенных лицах, но лишь некоторые отличаются свежестью и естественностью колорита. Лучшие в их числе — портреты А. А. Борисовского, В. В. Безсонова, А. Ф. Писемского, А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов, М. П. Погодина, Ф. М. Достоевского и купца Камынина.

Получив в 1871 году место профессора в московском училище живописи, ваяния и зодчества и примкнув около того же времени к товариществу передвижных художественных выставок, Перов в первые, следовавшие затем годы, продолжал писать портреты и жанровые картины в прежнем роде, которые надо признать вообще уступающими его предшествовавшим работам; чем далее, тем все сильнее и сильнее увлекался он более возвышенными, по его мнению, задачами — пытался быть живописцем религиозных и аллегорических сюжетов («Христос в Гефсиманском саду», «Снятие со креста», «Распятие», «Весна» и др.) и, наконец, пристрастился к темам из отечественной истории («Плач Ярославны», «Первые русские христиане», «Поволжские хищники», «Пугачевцы», «Никита Пустосвят»).

В этих последних произведениях Перова еще просвечивает его талант, но уже не так ярко, как в былое время; за ними нельзя не признать некоторых достоинств, но вообще они слишком изысканы по композиции, мелодраматичны и свидетельствуют, что в создании их участвовал больше ум, чем художественное чувство их автора. Под конец своей жизни Василий Григорьевич Перов пустился в литературу и напечатал в газете «Пчела» за 1875 год и в «Художественном Журнале» Н. Александрова за 1881-1882 годы несколько не лишенных занимательности рассказов из быта художников и свои воспоминания.

Он умер от чахотки, в селе Кузьминках, неподалеку от Москвы 29 мая 1882 года.

Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. «Энциклопедический словарь»

admin

Похожие темы

Сурка Фила, предсказывающего погоду, могут заменить роботом

Экологи считают, что животное подвергается стрессу, да и точность его предсказаний оставляет желать лучшего. Зоозащитники…

4 года

Наглый сурок повадился воровать и съедать овощи прямо перед камерой

Мужчина хотел поймать вора, но оказалось, что фрукты в огороде стабильно уничтожал грызун. https://www.instagram.com/p/B2Wu9zulS7-/?utm_source=ig_web_button_share_sheet Житель…

5 лет

Нора с колоннами и видом на речные ивы

Наши сурки – самые состоятельные. Дома они строят не абы как. А с портальными колоннами!…

5 лет

Сурки оренбургских степей

Вашему вниманию предлагается подборка снимков степных сурков (Marmota Bobak, steppe marmot, Steppenmurmeltier), сделанных Сергеем Ждановым…

6 лет

Когда общительность укорачивает жизнь

Желтобрюхим суркам активная социальная жизнь противопоказана – те из них, кто очень хочет общаться с…

6 лет

В Китае на улице подрались два сурка

Житель расположенного в Китае Хайси-Монголо-Тибетского автономного округа заснял на видео драку двух крупных сурков, решивших…

7 лет