Василий Григорьевич Перов

Василий Григорьевич Перов 1

Василий Перов. 1864

Василий Григорьевич Перов — один из лучших русских живописцев новейшего времени, родился в Тобольске, 23 декабря 1833 года. Окончив курс в арзамасском уездном училище, был отдан в художественную школу А. В. Ступина, в Арзамасе. Находясь в ней, кроме копирования оригиналов, стал впервые, пробовать свои силы в композиции и в живописи с натуры и написал, между прочим, картину «Распятие» (находится в церкви села Никольского, Арзамасского уезда).

В 1853 году поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества, где имел наставниками М. Скотти, А. Мокрицкого и Зарянко. В 1856 году, за представленный в императорской академии художественный этюд головы мальчика, получил малую серебренную медаль.

За этой наградою последовали другие, присужденные ему академией: в 1858 году — большую серебренную медаль, за картину «Приезд станового на следствие», в 1860 году — малую золотую медаль, за картины «Сцена на могиле» и «Сын дьячка, произведенный в первый чин», в 1861 году — большую золотую медаль, за «Проповедь в селе».

Означенные четыре произведения Перова и написанные им вскоре после того «Проповедь в селе», «Сцена на могиле» (в Третьяковской галерее, в Москве) и «Чаепитие в Мытищах» (там же), будучи выставлены в Москве и Петербурге, произвели огромное впечатление на публику и показали художника остроумным жанристом-сатириком, прямым наследником Федотова, не менее его наделенным тонкой наблюдательностью, глубоко вникающим в русскую жизнь, умеющим особенно ярко выставлять на вид ее темные стороны, но несравненно более искусным в рисунке и технике, чем автор «Сватовства майора».

Получив, вместе с большой золотой медалью, право на поездку в чужие края на казенный счет, Перов отправился туда в 1862 году, посетил главные художественные центры Германии и провел около полутора года в Париже. Здесь он делал этюды с натуры и написал несколько картин, изображающих местные типы и сцены уличной жизни («Продавец статуэток», «Савояр«, «Шарманщик», «Нищие на бульваре, «Музыканты и зеваки», «Тряпичники» и пр.), но вскоре убедился, что воспроизведение незнакомых, чужеземных нравов не дается ему столь же успешно, как изображение родного, русского быта, а потому, с разрешения академии, в 1864 году возвратился в Россию до окончания срока своего пенсионерства.

Поселившись снова в Москве, Перов принялся работать в том же направлении, на которое вступил в начале своей артистической карьеры, и в период времени с 1865 по 1871 год создал ряд произведений, поставивших его не только во главе всех бывших доселе русских жанристов, но и между первоклассными живописцами подобного рода в Европе.

В этот период из под его кисти вышли такие бесподобные картины, как «Очередная у фонтана», «Монастырская трапеза», «Проводы покойника», «Тройка» (в Третьяковской галерее), «Чистый понедельник» (там же), «Приезд гувернантки в купеческий дом» (там же), «Учитель рисования» (у наследников Д. Боткина), «Сцена у железной дороги (в Третьяковской галерее), «Последний кабак у заставы» (там же), «Птицелов» (там же), «Рыболов» (там же), «Охотники на привале (там же) и некоторые другие.

Четвертая и шестая из этих картин доставили художнику, в 1866 году, степень академика; за «Птицелова», в 1870 году, он получил звание профессора. Однако, рядом с такими замечательными произведениями, порою появляются у Перова картины, странно задуманные и неудачно исполненные, например «Божия Матерь с Христом у житейского моря» и «Выгрузка извести на Днепре».

Кроме того, он пристращается к портретной живописи, для успеха в которой хотя и обладал необходимой наблюдательностью и способностью схватывать человеческие характеры, но не имел вполне жизненной палитры, и которая, во всяком случае, не составляла его главного призвания.

Среди написанных им портретов, многие замечательны в отношении лепки, экспрессивности, передачи индивидуальных черт в изображенных лицах, но лишь некоторые отличаются свежестью и естественностью колорита. Лучшие в их числе — портреты А. А. Борисовского, В. В. Безсонова, А. Ф. Писемского, А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов, М. П. Погодина, Ф. М. Достоевского и купца Камынина.

Получив в 1871 году место профессора в московском училище живописи, ваяния и зодчества и примкнув около того же времени к товариществу передвижных художественных выставок, Перов в первые, следовавшие затем годы, продолжал писать портреты и жанровые картины в прежнем роде, которые надо признать вообще уступающими его предшествовавшим работам; чем далее, тем все сильнее и сильнее увлекался он более возвышенными, по его мнению, задачами — пытался быть живописцем религиозных и аллегорических сюжетов («Христос в Гефсиманском саду», «Снятие со креста», «Распятие», «Весна» и др.) и, наконец, пристрастился к темам из отечественной истории («Плач Ярославны», «Первые русские христиане», «Поволжские хищники», «Пугачевцы», «Никита Пустосвят»).

В этих последних произведениях Перова еще просвечивает его талант, но уже не так ярко, как в былое время; за ними нельзя не признать некоторых достоинств, но вообще они слишком изысканы по композиции, мелодраматичны и свидетельствуют, что в создании их участвовал больше ум, чем художественное чувство их автора. Под конец своей жизни Василий Григорьевич Перов пустился в литературу и напечатал в газете «Пчела» за 1875 год и в «Художественном Журнале» Н. Александрова за 1881-1882 годы несколько не лишенных занимательности рассказов из быта художников и свои воспоминания.

Он умер от чахотки, в селе Кузьминках, неподалеку от Москвы 29 мая 1882 года.

Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. «Энциклопедический словарь»

Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Создание и поддержка проекта МА Родемакс  |  ZooAdv - сеть баннерной зоорекламы